Министерство регионального развития предложило способ увеличения субсидий по оплате жилья

Дата: 
12.03.09
Источник: 
"Российская газета, неделя № 4866

Резкий рост жилищно-коммунальных тарифов в 2009 году совпал с падением доходов людей из-за кризиса. Намерены ли власти помочь населению?

По только что обнародованным данным Росстата, квартплата и коммунальные платежи за январь-февраль 2009 года выросли в среднем по стране на 20 процентов. А реальные доходы населения (причем только за январь) уменьшились по сравнению с тем, что было год назад, почти на семь процентов. Если наложить такой "плюс" на "минус" - удар по семейному бюджету получается более чем ощутимый. Особенно для тех, кому стали задерживать зарплату (таких, по данным на 1 марта, уже более 477 тысяч человек), а то и вовсе уволили.

Резкий рост коммунальных платежей мы уже проходили: если посчитать с 2000 года, сегодня россияне платят за свои метры в 13 (!) раз больше. Лишь в 2007-м и 2008 годах, казалось, коммунальная отрасль из бездонной черной "дыры", жрущей наши с вами деньги, стала вроде превращаться в нечто цивилизованное. Тарифы за эти два года повышались примерно одинаково - на 15 процентов (то есть практически в пределах инфляции), что на фоне стабильно растущих доходов воспринималось населением вполне нормально.
"Заморозка" не удалась

Но, судя по всему, в 2009 году решено было коммунальную реформу вновь ускорить, форсировав переход на 100-процентную оплату населением всех услуг. Хотя уже в октябре-ноябре прошлого года стало ясно, что наступающий 2009-й легким не будет, большинство регионов утвердили новые тарифы ЖКХ. Правда, накануне новогодних праздников министр энергетики Сергей Шматко в интервью "РГ" сообщил, что в правительстве обсуждается вопрос о "замораживании" тарифов на электроэнергию по меньшей мере до апреля. Но, видимо, решив, что население справится, первоначальные, еще до кризиса озвученные планы о 25-процентном увеличении стоимости электричества для населения так и не скорректировали. А вслед за ними и примерно в той же пропорции подскочили и все остальные коммунальные платежи. Тарифы выросли повсеместно - где-то прямо в январе, где-то с февраля - и сразу на четверть, а то и на треть.

Где, что, почем

Лишь в единичных регионах власти попытались как-то смягчить удар. В Тюменской области первоначальное январское удорожание водоснабжения на 27-28 процентов, а платы за жилое помещение - на все 35 в феврале все-таки решено было снизить; в итоге оба платежа по сравнению с прошлым годом увеличились примерно на 22 процента. В Архангельской области тарифы было обещано повысить по минимуму: оплата газа не увеличилась, вода стала дороже на 17 процентов. Думаете, много? Но жителям Иркутска, Орла, Кирова теперь приходится платить за воду на 32-36 процентов больше. В целом же тарифы для населения повсеместно выросли на 20, 30, 40 процентов.

По некоторым сообщениям, прошлогодние долги коммуналке со стороны потребителей составили 300 млрд рублей. Ясно, что в нынешней ситуации неплатежи будут только нарастать. А субсидию, к слову, семья с низкими доходами может получить только если на момент обращения за помощь долгов не имела.

Опять же буквально единичные регионы предлагают хоть какой-то выход: в Ярославле, например, обещано для расчета субсидии принимать справки о доходах не за полгода, а за два последних месяца. Отказалась пока менять систему субсидирования населения и Москва - столичные власти посчитали, что сейчас лучше сохранить прежний порядок уменьшения платежей для семей, имеющих на это право, а не заставлять платить всех "по полной программе", а потом возвращать деньги малоимущим.
В других городах на рост тарифов наложилось и продолжение реформирования: в Воронеже и Кирове как раз с нынешнего года решено было дифференцировать платежи в старых и новых домах. Теоретически все правильно: платить надо реально за то, что получаешь и потребляешь. Но в результате жильцам старого фонда приходится переплачивать и за потери тепла, и за перерасход воды.

Сколько надо платить

Что дальше? Жилищный кодекс дает право наказывать неплательщиков вплоть до выселения из занимаемого жилья. Остается надеяться, что хотя бы сейчас, в кризис, коммунальные организации не станут слишком жестко "прессовать" должников, а суды - принимать крайние меры.
В последние дни сразу несколько представителей законодательной ветви власти вновь заговорили о необходимости сдержать рост цен на услуги естественных монополий и ЖКХ. Правда, пока тарифы не покрывают 100 процентов себестоимости услуги, прямая "заморозка", говорят эксперты, будет в первую очередь выгодна обеспеченным семьям, имеющим просторное жилье. С другой стороны, сами коммунальщики признают, что закладывают в новые тарифы и "старые" убытки, в том числе и по недополученной оплате. А значит, те, кто добросовестно вносит квартплату, по сути, платят и за себя, и "за того парня". Что тоже несправедливо.

ИНИЦИАТИВА

В минрегионе предлагают другой подход. Сейчас размер субсидий, которые получают регионы из федерального бюджета, чтобы компенсировать населению часть оплаты за жилье, зависит от того, как выполняется федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на эти цели в семейном бюджете (стандарт МДД). Он уже много лет равен 22 процентам.

Некоторые регионы снижают эту планку, благодаря чему субсидии могут получить больше семей. Но делают это регионы за счет собственных бюджетов, поскольку если федеральный стандарт не выполняется, рассчитывать на федеральные вливания в полном объеме они уже не могут.

Минрегион предлагает, чтобы при расчете объема федеральной помощи регионам соответствие регионального стандарта МДД федеральному не требовалось. В результате, считают в министерстве, регионы смогут свободнее решать вопрос с жилищными субсидиями и их смогут получить больше семей.